Благочиние Влахернского округа города Москвы

Пост-радость обновления

Интервью с протоиереем Виктором Шкабуриным (06.04.2011 г. Москва)

 «Ты что такой постный?»- часто спрашивают человека с унылым выражением лица, не задумываясь о том, что пост никак не может быть определением уныния. Его можно причислить прежде всего к состоянию души, которой предстоит борьба с немощами, а когда трудно-не значит плохо.

И все же без рекомендаций опытного священника нам непросто разобраться в многообразии « постных радостей». Наша беседа о смысле поста с настоятелем храмового комплекса святого апостола Андрея Первозванного в Люблино и духовником православной певческой гимназии «Люблино» протоиереем Виктором Шкабуриным.

- Отец Виктор, следует ли мирянам ориентироваться во время поста на Церковный Устав, ведь он создан для монашествующих?

Действительно, Типикон - это в первую очередь Устав монастырский. Причем со временем и сам Устав претерпел изменения. В древние времена в русских обителях был более распространён Студитский устав, а в последние столетия у нас принят устав Иерусалимский. В католической церкви существуют различные монашеские ордена (бенедиктинский, августинский, францисканский и др.), с различными уставами. У нас тоже есть поговорка, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но на самом деле у всех наших монастырей Типикон один и тот же. Более того, этим же Типиконом руководствуются и приходские общины, хотя, понятно, что уклад жизни в монастыре весьма и весьма отличается от мирского уклада. Поэтому указания Типикона являются для приходов не правилом, а-скорее- образцом, к которому мы должны стремиться, но который, однако, невозможно в наших условиях в полной мере воплотить в жизнь. Да и в самих монастырях редко где (разве что на Афоне) встретишь полное соблюдение Типикона. Те или иные различия существуют и в практике монастырей и- тем более- в практике приходов. Это связано с местными особенностями. Например, в своё время я с удивлением узнал, что в Соловецком монастыре, известном строгим аскетизмом его насельников, Великим постом допускалось вкушение рыбы. Объяснялось это тем, что в долгие зимние периоды, когда связь с внешним миром прекращалась, запас продуктов к весне заканчивался. Оставались только сухари да рыба, которой всегда было много вокруг. Вот и разрешалось то, что было под рукой.

Что же касается указаний Типикона о посте, то, конечно, они предназначены для монахов. Могут ли миряне руководствоваться ими? С одной стороны- сам уклад жизни мирян не всегда способствует этому. Здесь и различные режимы работы, и необходимость обедать в общественных столовых, и семейные традиции. С другой стороны, нам всегда хочется хотя бы на время поста, хотя бы в питании уподобиться равноангельскому монашескому житию! Вот в зависимости от перевеса тех или иных тенденций в разных приходах по-разному находится компромисс в рекомендациях священников к проведению поста. При этом духовники учитывают и индивидуальные особенности, а так же возраст и состояние здоровья своих прихожан. Поэтому не надо смущаться существующими расхождениями в рекомендациях разных приходских священников. Следует помнить о замечательной формуле, выведенной святыми отцами: « В главном единство, во второстепенном различие и во всём- любовь», и тогда легко избежать взаимных упрёков и обвинений.

- Но довольно часто говорят, что трудно молиться, когда откровенно хочется поесть. Мысли в этом случае больше сконцентрированы на еде, чем на более высоком. Это значит, мы настолько духовно немощны?

В посте, как и вообще в жизни следует избегать крайностей и избирать серединный «царский» путь. В народе говорят: «Сытое брюхо к молитве глухо»,но и голодное брюхо не всегда готово питаться одной лишь молитвой.

Иногда неопытные прихожане, особенно те, кто редко бывает в церкви, воспринимают пост как голодание. На самом деле даже в строгий пост пища может быть довольно разнообразной: тут и каши (гречка, пшёнка, овсянка), тут и постные щи, тут и орехи, мёд, помидорчики, грибочки, огурчики. К чаю-сухари, печенье (типа овсяного). Кроме того, квас, компоты, соки, да и кофе-без молока. Так что не надо морить себя голодом. Это в прежние века крестьяне в пост говорили: «хлеб да каша-пища наша», а в наше время, когда круглый год на прилавках любые фрукты и овощи, когда из приморских стран регулярно поставляются ранее неведомые деликатесы, ( как, например, кальмары и креветки), не говоря уж о том, что в Рождественский пост разрешается вкушание рыбы,- в наше время постная пища не представляет никаких проблем.

- Значит, креветки, кальмары и другие морепродукты допускаются в строгий пост?

- В одном из указаний устава упоминаются «черепокожии», под которыми подразумеваются раки, креветки, крабы и прочие беспозвоночные, у которых вместо кожи- защитный панцирь. Афонские монахи называют их « морскими орехами» и охотно допускают их употребление даже и строгим постом.

- А в какие дни Рождественского поста допускается рыбная пища?

- По Уставу, которому беспрекословно подчиняются монашеские общины, рыба допускается по субботам и воскресеньям, а в будние дни- по праздникам, таким как Введение пресв. Богородицы во храм,

Знамение, в дни памяти великих святых- свт. Николая, вмч. Варвары, вмч. Екатерины, св. ап. Андрея Первозванного, свт. Спиридона Тримифунского- тех и других особо чтимых святых, которым по Уставу положена всенощная или полиелейная служба, если только их память не приходится на среду или на пятницу. На практике же большинство священников разрешают своим прихожанам вкушение рыбы и на всех буднях Рождественского поста, исключая только среду или пятницу. В последние же пять дней поста, которые являются фактически предпразднеством Рождества Христова, когда отменяется обычное пение Октоиха, пост ужесточается: в этот период не только в будни, но и в субботу и в воскресенье рыба не разрешается. В какой-то мере эти последние пять дней можно уподобить последней- страстной- седмице Великого поста, когда церковь предлагает сконцентрировать всё внимание, все духовные и телесные силы верующих на подготовке к великому празднику.

- Нам предстоит большая радость-рождение Христа. Почему же в дни, предваряющие Рождество, нужно поститься, ведь это не скорбное время в отличие от страстной седмицы Великого поста?

-Каждый пост-это подготовка к празднику. И чем больше праздник, тем продолжительнее подготовка. После Пасхи- Рождество- самый большой христианский праздник, и подготовкой к нему является сорокадневный пост, уступающий по длительности только Великому посту. А что касается скорби…Это распространённое заблуждение- ассоциировать пост со временем скорби, уныния- мы ведь с этого и начали разговор. Наоборот, Господь предостерегает нас, чтобы мы не были лицемерно-скорбными во время поста. Он призывает постящегося, чтобы тот «лицо своё умыл, и помазал главу свою елеем», то есть представлял собою не унылый, но праздничный вид. Другое дело, что во время поста кроме очищения телесного, о котором мы до сих пор только и говорили, необходимо и очищение духовное, т.е. покаяние в грехах. Но покаяние- не только и не столько прискорбный плач о своих грехах. Покаяние ( по гречески-метанойя)-это очищение от грехов, это изменение образа жизни, это духовный труд. И подобно тому, как перед праздником (дня рождения, свадьбы), когда ожидая прихода дорогих людей, мы стараемся произвести уборку в своём доме, очистить его от грязи, пыли, паутины, украсить его и подготовить к приёму гостей, и эти труды не почитаем за скорбь, а скорее-за предпраздничную радость, так и для православного человека период поста-это отнюдь не тягостное и прискорбное время, а наоборот- желанное время очищения, обновления и радости.

- Батюшка, а как объяснить мирянам зачем они постятся?

- В узком смысле пост готовит нас к празднику, даёт возможность встретить его с большой радостью. В более широком смысле мы постимся ( как и вообще живём на земле) для приближения к Господу, для приготовления к Царствию Небесному.

- Но ведь, по слову Господа, Царствие Божие внутри нас?

- Вот именно. Именно из-за того, что оно внутри нас, мы и должны стараться расчистить, очистить эту нашу внутренность, от всего грязного, греховного, от всего, что мешает благодати Святаго Духа вселиться в нас. И необходимым и незаменимым средством для этого как раз и является пост. Пост-это средство духовного совершенствования. («Будьте совершенны, как совершенен отец ваш Небесный»- призывает нас Господь). Пост-тренировка в воздержании. Причём- не столько в воздержании от скоромной пищи и супружеских отношений, но прежде всего- в воздержании от злых дел, от ругательных да и просто праздных слов, а в конце концов и от неправедных мыслей. Само слово « аскеза» можно перевести как упражнение, тренировка. Так, например, в Древней Греции аскетами называли спортсменов, готовящихся к олимпийским играм. В православной свято-отеческой литературе это слово приняло смысл духовных упражнений в молитве и воздержании, в исполнении аскетических подвигов- подвижничестве.

- Что посоветовать новоначальным при соблюдении поста?

- Как на всякой тренировке, новоначальному не рекомендуется приступать сразу же к большим нагрузкам: не морить себя голодом, не брать непосильное молитвенное правило, не давать неисполнимых обетов.

Лучше всего не полагаться на собственные ощущения, а найти опытного духовника и следовать его советам. Как пишет прп. Иоанн Лествичник, в духовном восхождении, как и в обычной учебе, не следует перескакивать несколько ступенек, но каждую следующую основывать на фундаменте предыдущей. Так и в посте. В начале будет достаточно отказаться от мясной пищи. Когда к этому привыкнешь, следующим постом можно воздержаться и от молочной. А когда уж духовник посчитает, что ты дорос до совершенного поста, то разрешит тебе отказаться в Великий пост и от рыбы. Главное помнить, что пост-это не наказание лишением вкусной пищи или занимательных зрелищ. Это необходимая для нас самих тренировка в воздержании, которая даёт нам власть над своими чувствами и привычками, освобождая от греха.

- Что самое трудное в посте?

- Сам пост-это труд-труд духовный и физический. Трудно воздерживаться от того, к чему привык. Трудно (большинству из нас) побуждать себя на домашнюю молитву. Трудно выстаивать долгие службы в храме. Трудно находить время и силы для добрых дел. Трудно не отвечать гневом на гнев, раздражительностью на раздражительность. Ещё труднее благословлять проклинающих тебя и делать добро тем, кто пакостит.

С другой стороны, не менее опасно превозношение: вот, мол, какой я праведник: и дома молюсь, и в церковь хожу, и посты соблюдаю, не то что все эти такие-сякие немазаные.

От этого предостерегает нас Господь в притче о мытаре и фарисее: не исполнение заповедей приносит человеку благо, но происходящее от них смирение. Об этом пишет и прп. Исаак Сирин: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, но рождающимися от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны»+).

Действительно, сколько бы мы не трудились в исполнении заповедей (например, «не суди, да не судим будешь», или «возлюби ближнего, как самого себя»), мы убеждаемся насколько мы далеки от совершенства, насколько мы немощны и бессильны, насколько нуждаемся в Божией помощи.

- А если у человека в середине поста пропало желание поститься?

- Нужно отдавать себе отчет,что в Церкви нет принуждения. Никто над тобой не стоит с повседневным контролем. Никто не проверяет, что у тебя на столе. Никто не штрафует за нарушение поста.

+ Исаак Сирин. Слова подвижнические Москва 1858 Слова 34, стр. 217.

Нужно ясно понимать, что все установления Церкви ( о посте, о молитве, о богослужении) исходят из заботы о благе человека ,и если человек отвергает эту заботу, то хуже будет только ему самому. Если Минздрав предупреждает, что курение опасно для здоровья, а курящие несмотря на это, травят себя никотином, то страдают от этого его собственные лёгкие, а отнюдь не Минздрав. Если мать говорит сыночку: « не суй пальцы в розетку»-, а любознательный мальчик всё-таки тычет туда свои пальчики и подвергает себя удару электрическим током, то не мать наказывает его за ослушание, а те законы ( в частности-электричества), которые он ещё не в состоянии понять, но которые объективно существуют в физическом мире.

И в мире духовном также объективно действуют законы, пренебрежение которыми может повредить душе человека, о чем и предупреждает Церковь, как заботливая мать, предостерегая от нарушения Божиих заповедей.

Повторяю, это не какие-то механические запреты, ограничивающие полноту наших радостей жизни («не пей, не кури, не прелюбы сотвори»), это мудрая забота о нашем благе. А высшее благо-это Царствие Божие. Господь говорит: «ищите прежде всего Царствия Божия, а остальное приложится вам». Царствие Божие, как нам известно, силою берётся. То есть для его достижения мы должны понуждать себя на различные труды, в том числе и на пост.

Другое дело, что со временем, с приобретением опыта поста его прохождение становится более лёгким, и он уже воспринимается не как тяжёлое бремя, но как долгожданная радость очищения. Это становится для нас так же необходимо, как для корабля после долгого плавания облепленного водорослями и ракушками необходима очистка его днища для восстановления его ходовых качеств.

- А если ничего не чувствуется, кроме раздражения и слабости?

- Значит, что-то неладно в устроении поста. Либо самим человеком, либо его наставником налагаются бремена неудобоносимые- то есть непосильная для неискушённого тяжесть поста. В таком случае святые отцы говорили, что в пост «лучше мясо кровавое есть, чем грызть поедом своих близких».

С другой стороны это бывает, когда пост превращается в голодовку и не подкреплён молитвою, покаянием и причащением Святых Христовых Тайн.

- А если человек, увидев дату в календаре, означающую, что пост начался, просто перестаёт есть скоромное, а остальное ему тяжело осуществить из-за поглотившей бесконечной суеты, спешки.

- Ну что ж, это тоже полезно для здоровья: он похудеет, станет легче двигаться. Однако, постом это назвать никак нельзя. Это просто –диета!

Пост-это целый комплекс (если можно так выразиться) духовных упражнений. Как в модном ныне фитнесе нельзя работать только над одной группой мышц( мощная спина на тонких ножках будет выглядеть настоящим уродством), так и в духовной жизни- нельзя механически вычленять что-то одно, пренебрегая всем остальным.

Может ли быть полноценной духовная жизнь без молитвы, или без чтения Евангелия, или без исповеди, или без Причастия?

Может ли спастись православный, сподобившийся только таинства крещения, а остальными таинствами пренебрегший?

Любое вещество при изменении в нём хотя бы одного химического элемента превращается просто в нечто другое иногда и с совершенно противоположными свойствами. Возьмём H2 O2 –перекись водорода и заменим последнюю двойку на единицу: получится обыкновенная вода Н20.

Так и говение- подготовка к Причастию- включает в себя несколько элементов, ни один из которых не может быть отринут, если только мы не хотим подвергнуть себя недостойному Причастию Святых Христовых Тайн.

А это, по слову ап. Павла, чревато болезнями и даже смертью. И когда священник, видя нашу неготовность, не допускает нас до причастия, надо не обижаться на него, чувствуя себя ущемлённым в своих православных правах, а наоборот- благодарить за заботу о нашем здоровье и нашей жизни.

- Нужно ли чего-то опасаться во время соблюдения поста людям, которые давно ходят в храм и никаких особых проблем не чувствуют?

- Опасаться надо всем и всегда по слову ап. Павла « Блюдите, яко опасно ходите!»

Опасности нас подстерегают постоянно справа и слева, сверху и снизу на каждом шагу. Нарушил заповедь Божию- согрешил, исполнил-превознесся.

Зачастую мы считаем свои молитвы, посты, хождение в храм какой-то жертвой Богу, жертвой своего внимания, своего времени, своих сил. И если не гордимся своей праведностью, то- по крайней мере- самодовольно уверены, что мы выполняем всё необходимое, и достойны наград небесных и земных, не понимая в каком мы великом долгу перед Богом.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что если мы совершая телесные подвиги и добрые дела, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш необъятный долг, то «добрые дела и подвиги соделываются в нас родителями душепагубной гордости»+.

Опасно и переоценивать свои духовные возможности, самовольно увеличивая утреннее и вечернее правило или налагая непосильную строгость поста, что грозит впадением в прелесть или психические расстройства.

- Почему рыба считается более постным продуктом чем молоко?

- Молоко - животного происхождения. Им кормят млекопитающие. А рыбу никоим образом к животным не причислишь. Сама же пища животного происхождениния- более питательная, более тучная, более тяжёлая, чем рыбная. В давние времена она была и более дорогая. Заменяя на время поста мясную пищу рыбной, христианин мог разницу в цене отдать в виде милостыни нищим.

Правда, в наши дни этот мотив отпал, так как рыба стала дороже мяса.

- А можно мясную пищу заменить в этот период соевой?

- Формально говоря, никаких препятствий нет: соя ведь растительного происхождения. Вместе с тем, если пост-это упражнение в воздержании, то какой смысл обманывать себя видом, вкусом соевых котлет и сосисок? С таким же «успехом» можно объедаться жирной стерлядью или севрюгой, да и всякой постной пищей, потребляемой в непомерном количестве.

+ свт. Игнатий Брянчанинов. Собр. Соч. том 4 стр. 20.

А упражнение в воздержании подразумевает ограничение не только в качестве, но и количестве пищи.

- Можно ли в пост смотреть телевизор, ходить на концерты, выставки?

- Все надо делать с рассуждением. Телевизор сам по себе инструмент, который можно употребить и во благо и во зло. Да же простой молоток, предназначенный для забивания гвоздей, можно употребить во зло, ударив кого-то по голове.

Так же и телевизор. Нет греха узнать ежедневные новости или прогноз погоды. Полезно смотреть познавательные программы из области науки, культуры, истории. Но нет никакой пользы в многочисленных и бесконечных сериалах, в плоском и пошлом юморе различных шоу, а тем более в развращающих фильмах, проповедующих насилие и безнравственность.

То же и с концертами. Почему не послушать в пост классическую музыку? Почему не сходить в Третьяковку или Пушкинский музей?

Почему не посетить православную рождественскую выставку? Но вот на выставку, потакающую низменным вкусам или провоцирующую наше негодование ( как, например, пресловутая выставка «Осторожно религия») ходить вредно не только во время поста, но и после его окончания.

Общее же правило- устранять на время поста все, что мешает духовно-молитвенной сосредоточенности, все что развлекает, отвлекает от неё.

- Батюшка, напоследок- самый животрепещущий для мирян вопрос. Что делать православным с Новым Годом?

- Что ни делай, а он всё равно наступит- хотим мы этого или не хотим! Вопрос этот возникает из-за разницы в 13 дней григорианского календаря,( принятого в 1918 году нашим государством) с юлианским календарём, по которому живет наша Церковь. В тех странах, что давно уже вместе с католической церковью перешли на новый стиль никаких проблем не возникает: пост завершается праздником Рождества и Новый год наступает в разгар святочного веселия. У нас до революции было так же, только по старому стилю: 25 декабря праздновали Рождество Христово, а потом –Новый год и Богоявление. В одной из рождественских колядок так и поётся:

«Вот придут до тебе

Три праздничка в гости. Радуйся!

А как первый праздник Рождество Христово. Радуйся!

А второй-то праздник Святого Василия + Радуйся!

А как третий праздник-Святое Крещение. Радуйся!

После принятия государством григорианского календаря- в нашей стране возникло расхождение между общепринятым стилем и старым стилем, по которому продолжает жить наша православная церковь. В результате 13-дневного перемещения начало Нового года, празднуемого всей страной, пришлось на период поста, соблюдаемого православными, что поставило нас перед нелёгким выбором. Что предпочесть: омрачить нашим невоцерковлённым друзьям и родственникам празднование Нового года,

+ память свт. Василия Великого празднуется 1 января вместе с праздником Обрезания Господня.

внося своим неучастием раскол в семью или же нарушить пост, перечеркнув тем самым накануне

Рождества многодневные труды по воздержанию от скоромной пищи и развлечений? Принимая во внимание, что Новый год-любимый семейный праздник, мы конечно из любви к ближним ( а «любовь –выше поста и молитвы»,-говорили святые отцы) не должны портить им праздничное настроение. Вместе с тем, не надо забывать о том, что последние самые строгие рождественские дни поста начинаются со 2-го января ( 20/ХII по ст. стилю). Поэтому вполне возможно соединить радость поста с новогодней радостью, не нарушая поста. Можно кроме овощей и фруктов вкусить рыбы, выпить немного вина, порадоваться вместе с близкими наступлению нового лета благости Господней. А там- глядишь- близкие твои захотят разделить с тобою и радость поста.

Если мы хотим, чтобы наши близкие разделили с нами радость православной веры, то мы ни коим образом не должны принуждать их к этому. Невоцерковлённая жена вряд ли согласится поститься, а невоцерковлённый муж будет возмущён, если жена во время поста откажется от супружеской близости. Поэтому-то ап. Павел подчеркивает, что удаляться друг от друга на время поста для упражнения в воздержании следует лишь при взаимном согласии. К православной вере, к православному образу жизни мы можем привлечь близких не нудными нравоучениями и- тем более- не попрёками и превозношением, но только светом радости в наших глазах, добром души, теплом сердца, согревающего всех окружающих. Огонь можно зажечь только огнём. По слову прп. Серафима Саровского: «стяжай Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся!»

Беседовала Елена Вербенина