Благочиние Влахернского округа города Москвы

От избытка сердца глаголют уста.

                                        "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего
выносит доброе, (…) ибо от избытка сердца говорят уста его." 
(Лк. 6, 45 )

Перефразируя изречение Спасителя, можно сказать, что вечером 24 ноября – в день памяти преп. Феодора Студита (тёзки нашего маэстро) от избытка «доброго сокровища сердца» Теодора на слушателей Большого зала московской консерватории излились прекрасные звуки вокально-симфонической музыки Малера.

  Не в первый раз маэстро устраивает субботние концерты после 21 часа, давая нам возможность помолиться в храме за всенощной, а потом – ещё и  успеть приобщиться к высокому искусству. Не впервые за этот год прозвучала в Москве и программа из произведений Г. Малера. Она уже была исполнена 26 июня в Концертном зале им. Чайковского с теми же солистами и оркестром musicAeterna.  Разве что – постоянного концертмейстера оркестра Афанасия Чупина, повредившего руку, тогда заменил Айлен Притчин. Грандиозный успех полугодовой давности только подогрел интерес к повторному концерту. И маэстро, как всегда, не обманул наших ожиданий.

       Любуясь Курентзисом за дирижёрским пультом, ясно понимаешь, что жизнь и счастье Теодора в исполнении музыки. И этим счастьем он щедро делится с нами, даря нам радость восприятия глубоко осмысленных одухотворённых  музыкальных образов.

     Оркестр звучал потрясающе. Он -  то захватывал слушателей океанской мощью звуковых волн, то восхищал тончайшей паутинкой призрачного звучания. Солисты – Анна Люсия Рихтер и Флориан Бёш – превзошли самих себя.  В «Волшебном роге мальчика» они просто покорили зал лёгкостью и естественной свободой своих голосов,  артистизмом и эмоциональным напором. А звукоподражание соловьиным щёлканьям и трелям, как и смачные ишачьи выкрики сопрано в саркастической «Похвале великому уму», вызвало бурю восторженных аплодисментов.

         Кстати, меня уж в который раз удивило полное игнорирование публикой настойчивых просьб, звучавших перед каждым отделением: не нарушать связи между номерами музыкального цикла неуместными аплодисментами. Бывало, что на прежних концертах Афанасий Чупин пытался прекратить их отчаянными жестами. А теперь и он, видимо, махнул рукой: что, мол, с ними поделаешь! Маэстро же терпеливо пережидал хлопки, не оборачиваясь к залу. Хорошо уже то, что на этот раз исполнение обошлось без пресловутых телефонных звонков – и на том спасибо! Тишина в зале была просто звенящая. Слушатели были настолько захвачены исполнением, что порой возникало ощущение ухода из потока реального времени  «во области заочны» вечной небесной красоты.

            Так в проникновенно – созерцательном  Адажио четвёртой симфонии зал заворожено погрузился в прозрачную глубину оркестрового звучания. Особенно поразило изумительное пианиссимо, побуждавшее самозабвенно вслушиваться в эти волшебные звуки,  таинственно угасающие в благоговейной тишине зачарованного зала. Это был настоящий шедевр, вдохновенно воплотивший сам дух живой музыки с прихотливыми колебаниями темпа, с затаёнными вздохами и щемящей печалью.

Может и стоило бы умолчать, но ради объективности всё же замечу, что при замечательной сыгранности оркестра, чутко отзывавшегося, подобно ниве, волнующейся под ветерком,  на малейшие мановения дирижёра,  пару-таки раз (в самом начале 3 части и при проведении темы деревянными духовыми) мне почудилось досадное отставание начала мелодии от оркестрового сопровождения -  притом, что дирижёрские жесты маэстро отличались предельной ясностью! Впрочем, это могло быть намеренной задумкой интерпретатора: создать поэтическое rubato с некоторой «оттяжкой» мелодии от аккомпанемента.

В любом случае эти несущественные мелочи, конечно же, не стали той каплей дёгтя, что могла бы испортить бочку мёда, и нисколько не нарушили праздничную атмосферу  сказочного вечера. Свидетельством тому были крики «браво» и восторженные аплодисменты. В ответ на дружные овации зала маэстро исполнил «на bis» уже полюбившуюся столичным слушателям симфоническую миниатюру современного сербского композитора Марко Никодиевича «Танц агрегат», сочетающую терпкие ориентальные интонации с мощью африканских ритмов.

     После концерта, несмотря на поздний час, незнакомые люди делились впечатлениями  и не спешили расходиться. А  на пустынной улице трое подвыпивших парней преградили мне путь с вопросом: чего это батюшка сам себе улыбается, шагая в одиночестве по ночной Москве? Опасаясь опоздать на пересадку в метро, я не стал им объяснять, что если б вместо выпивки они сходили бы в Божий храм на всенощную, а потом в консерваторию на концерт маэстро Курентзиса, то возможно и их сердца переполнила  бы такая же радость, изливающаяся на уста непроизвольной улыбкой!

25 ноября 2018 г.