Благочиние Влахернского округа города Москвы

Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский

Дни памяти: 9/22 апреля

В списке лиц, занимавших кафедру Рязанской епархии, преосвященный Мисаил по важности своих заслуг перед Русской Православной Церковью и Отечеством должен быть поставлен на одно из важных мест.

В списке лиц, занимавших кафедру Рязанской епархии, преосвященный Мисаил по важности своих заслуг перед Русской Православной Церковью и Отечеством должен быть поставлен на одно из важных мест. Этот архипастырь трудился на пользу Церкви и Отечества с ревностью Патриарха Никона, горел пламенной ревностью к святой вере и Церкви Христовой. Важным подвигом его служения было распространение святой веры среди язычников. Он крестил несколько тысяч мордвы и татар в пределах Рязанской земли. Ревность к вере и любовь к ближним преосвященный Мисаил простер до того, что положил за них жизнь свою и сделался мучеником за веру.

Святой священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский, родился в первой четверти XVII века в селе Грузине Новгородской губернии. Село то принадлежало Деревяницкому монастырю. Точный год рождения, сведения о происхождении и родителях святителя неизвестны. Неведомо нам и о жизни его до поступления в Воскресенский Деревяницкий монастырь, где строгий инок ревностью своей к делу спасения обратил на себя внимание священноначалия и братии и был рукоположен во иеромонаха. Митрополит Новгородский Никон (позже Патриарх Московский и всея Руси), прослышав о благочестии отца Мисаила, вызвал его из обители и сделал ризничим своего архиерейского дома. Здесь иеромонах Мисаил еще более стал подвизаться в подвигах иноческого доброделания: изучил правила и образ деятельности своего иерарха на поприще обществнного служения, сам приобрел пламенную ревность в Святой Церкви и Отечеству. Митрополит часто беседовал с ним и, хорошо зная его способности, готовнил к высокому служению Русской Церкви.

В 1651 году в Рязани скончался архиепископ Рязанский и Муромский Моисей на его место следовало избрать достойного иерарха. Митрополит Никон предложил государю Алексею Михайловичу и Собору святителей своего ризничего иеромонаха Мисаила. Собор святителей дал свое согласие, и государь утвердил избрание нового архиерея.

13 апреля (по старому стилю) 1651 года в присутствии государя Алексея Михайловича Патриархом Московским Иосифом иеромонах Мисаил был рукоположен во епископа с возведением в сан архиепископа Рязанского и Муромского. Состоялось торжество в Успенском соборе Московского Кремля. Впоследствии государь искренне полюбил и уважал преосвященного Мисаила, и когда владыка Мисаил пребывал в Москве, часто с ним беседовал и советовался по вопросам государственной важности. А в 1653 году государь пожаловал святителю Мисаилу как награду архиерейскую митру, взятую по благословению Патриарха Никона — вставшего во главе Церкви в 1652 году — из патриаршей ризницы.

...Получив 5 мая грамоту о назначении в Рязанский край, владыка Мисаил 13 мая по воде - как когда-то святитель Василий — прибыл в Переяславль Рязанский и с радостью был встречен жителями города.

В 1651 году в Рязани скончался архиепископ Рязанский и Муромский Моисей на его место следовало избрать достойного иерарха. Митрополит Никон предложил государю Алексею Михайловичу и Собору святителей своего ризничего иеромонаха Мисаила. Собор святителей дал свое согласие, и государь утвердил избрание нового архиерея.

13 апреля (по старому стилю) 1651 года в присутствии государя Алексея Михайловича Патриархом Московским Иосифом иеромонах Мисаил был рукоположен во епископа с возведением в сан архиепископа Рязанского и Муромского. Состоялось торжество в Успенском соборе Московского Кремля. Впоследствии государь искренне полюбил и уважал преосвященного Мисаила, и когда владыка Мисаил пребывал в Москве, часто с ним беседовал и советовался по вопросам государственной важности. А в 1653 году государь пожаловал святителю Мисаилу как награду архиерейскую митру, взятую по благословению Патриарха Никона — вставшего во главе Церкви в 1652 году — из патриаршей ризницы.

...Получив 5 мая грамоту о назначении в Рязанский край, владыка Мисаил 13 мая по воде - как когда-то святитель Василий — прибыл в Переяславль Рязанский и с радостью был встречен жителями города.

То было время суеверий и оставшихся от язычества обычаев. И потому немедленно по прибытии в Рязань новый архиепископ, узнав о таком положении дел в епархии, разослал по городам и селениям грамоту, в которой говорилось о всех замеченных им беспорядках и нарушениях правил церковных.

«Игумены, дети смирения нашего, — писал в своей грамоте архиепископ Мисаил, — не держите у себя по монастырям в погребах, ледниках, кельях ни вина, ни пива, ни медов хмельных. Прикажите строго в вотчинах монастырских служителям и крестьянам, чтобы не курили вина к праздникам, не варили пьяного пива и браги и не готовили хмельных медов... И вы, соборные, городские, посадские и уездные священники и диаконы, также не держите в своих домах вина и пива, браги и всякого хмельного питья. Не ходите по кабакам, не пейте и в других местах.

Церкви Божий не должны оставаться у вас без пения никогда. Учите своих детей духовных и прихожан страху Божию и запрещайте ходить в кабаки, равно и в домах держать вино, пиво и всякое хмельное питье... Объявите всем в шацкой и кадомской десятинах, чтобы вперед праздники между Рождеством Христовым и Крещением, Рождество Иоанна Предтечи, Петров день проводили без вражьей мечты и игр, не ставили бы качелей и не творили бы смуту в мире».

Чтобы искоренить языческие празднества, архиепископ Мисаил предписывал игуменам и всем священникам отвращать людей от языческих празднеств и обрядов. Это предписание архиерей неоднократно повторял всему духовенству. Чтобы рассеять мрак невежества, он старался, насколько в то время было возможно, поставлять в храмы просвещенное духовенство и через него воздействовать на прихожан и окрестных жителей. И потому строго предписывал церковным старостам, чтобы лица, рекомендуемые ими для рукоположения в священнический сан, были добрыми, благочестивыми и грамотными. Вдовые же священники и диаконы, вступившие во второй брак, были запрещены в священнослужении. Запрещены и отрешены были от своих мест священники, увлекавшиеся спиртными напитками.

Наоборот, достойных священнослужителей владыка представлял к награде. Так, архимандрит Спасского монастыря Боголеп и архимандрит Солотчинс-кого монастыря Сергий были награждены правом служения в митрах.

Много потрудился преосвященный Мисаил по упорядочению церковного богослужения. К тому времени в храмах утвердился обычай многоголосия. Так, канон читали одновременно три чтеца. Если первый чтец читал первую песнь, то второй читал одновременно уже третью. Ектении и возгласы произносились во время пения тропарей и стихир. Ревностный архипастырь стремился искоренить такой беспорядок, под строгую ответственность предписывая духовенству «петь и говорить в церквах Божиих единогласно».

После смерти Патриарха Иосифа (+1652) на патриарший престол был избран митрополит Никон. Сделавшись Патриархом, он сразу же приступил к начатому еще до него исправлению новопечатных церковно-служебных книг. Это великое дело встретило в русском обществе сильное сопротивление. Стали распространяться слухи, что этим исправлением извращается старая вера, искореняются старые обряды, вводится новая вера, неправославная. Раскол вспыхивал не только в Москве, но и в других городах, в частности в Муроме, где на сторону раскола перешел протоиерей соборной церкви Лонгин, бывший прежде справщиком книг в Москве при Патриархе Иосифе.

Благодаря усилиям ревностного архипастыря Мисаила раскол в Муроме был погашен.

Но важнейшим подвигом святителя стало распространение православной веры среди язычников, крещение нескольких тысяч мордвы и татар. Апостольские труды его в великом деле обращения неверных ко Христу начались в 1654 году. В том же году по просьбе преосвященного Мисаила Государь Алексей Михайлович издал указ, а Патриарх Никон благословил владыку ехать в Касимов, Кадом, Шацк, Тамбов и их уезды — крестить мордву и татар. И благочестивый Мисаил с усердием и любовью принял благословение на святое дело евангельской проповеди.

Зимой 1654 года святитель Мисаил отправился сначала в Касимов и Касимовский уезд. Кроме многочисленных жителей Господь благословил владыку крестить здесь двух татарских царевичей с семьями.

Из Касимовского уезда преосвященный Мисаил отправился в Кадомский и Шацкий уезды. Остановился он в государевом селе Конобеево, что в 15-ти верстах от Шацка. По распоряжению владыки в это же село прибыли игумены и священники из Шацка, Чернеева и других монастырей. Грамотой, разосланной от имени государя по мордовским и татарским селам, преосвященный Мисаил велел жителям явиться в село Конобеево для принятия святого крещения, а сам, сопровождаемый духовенством, в походной мантии с крестом и образом Спасителя отправился в село Ялтуново и в деревни Устье и Ямбирно. В этих местах проповедь преосвященного Мисаила имела успех: в одном селе крестились все 315 жителей. Но жители тех сел и деревень, куда была послана грамота, не явились в Конобеево, и через посланных передали, что оказываются принимать Христову веру. Тогда ревностный архиерей сам отправился в Инину слободу, чтобы убедить народ принять христианство.

Услышав об этом, язычники встретили архиепископа у слободы на дороге. Было их человек 200: все на лыжах, с кольями, рогатинами и топорами. Мордва не прислушалась к убеждениям святителя.

В то время, когда преосвященный Мисаил проповедовал в Шацком уезде, приходили к нему многие промышленники, бывшие в разных местах на промысле, и извещали, что мордва, живущая в верховьях рек Цны и Вороны, желает принять христианскую веру и креститься. Преосвященный Мисаил отправился в Тамбовский уезд. Здесь он, переходя из одного места в другое, проповедовал и увещевал местных жителей. И Господь благословил святую ревность святителя: здесь им было крещено весьма много мордвы. Всего же милостью Божией владыка в первое свое путешествие приобрел Церкви Христовой 4200 чад из мордвы.

26 февраля (по старому стилю) 1656 года он во второй раз отправился проповедовать, но мордва воспротивилась более прежнего. Архиепископ сообщил об этом в Москву Государю, прося царской властью содействовать успеху проповеди. Государь не замедлил с царской грамотой, вместе с которой прислал думного дворянина Матюшкина. На этот раз крестилось много мордвы и татар. Святитель радовался и славил Бога.

Некоторое время спустя святитель вновь отправился в те же места и вновь встретил сопротивление. Он снова написал Государю. В ожидании ответа преосвященный Мисаил остановился в селе Березово, где пребывал четыре недели. Царь повелел преосвященному Мисаилу для безопасности взять с собой из Конобеева государевых людей и с ними отправиться для обращения неверных. В сопровождении архимандрита Чернеева монастыря Василия и священников, архиепископ с указом выехал из Березова в Ямбирно. Он не знал, что при въезде в деревню Ямбирно собрались более 500 человек с ружьями, луками, дубинами и залегли в избах и клетях. Когда архиерейский конюший боярский сын Акиндин Бахолдин и другие сопровождавшие архиерея люди въехали в околицу, язычники приготовились к сопротивлению. Бесстрашный святитель сам решил поехать вперед, побеседовать с ними и объявить им царский указ о крещении. Увидев его, язычники выскочили из изб, разогнали его служителей и стали стрелять в святителя, а некоторые хотели заколоть его копьем, но Бахолдин не подпустил их к владыке.

Ясно сознавая опасность положения, преосвященный Мисаил не повернул назад. Скорбя об ослеплении и ожесточении язычников и ревнуя о спасении их душ, он забыл о своей безопасности. Твердостью и присутствием духа он надеялся вразумить их и победить их упорство и ожесточение, но напрасно.

В то время, когда Бахолдин избавил святителя от одной смерти, ему готовилась уже другая: в него выстрелил из лука мордвин. Стрела попала сквозь левую руку прямо в сердце. Преосвященный приказал вынуть стрелу. Бахолдин вынул ее из раны, а из рясы вынуть не смог, потому что множество язычников напало на него. Копьем они сбили с него шапку и разбили дубиной седло. И только избавившись от их натиска, Бахолдин подъехал к преосвященному Мисаилу, который уже изнемогал от раны так, что стал падать с коня. Ухватив владыку под руки, они ехали некоторое время, преследуемые толпой язычников, которые хотели унести тело архиепископа. Вскоре прибежал ризничий Варлаам, и им удалось увезти святителя и положить в сани, где он исповедался.

После исповеди преосвященного привезли в село Агломазово. Там он велел поставить пред собой образ Спасителя и с горячими слезами и умилением стал молиться, умывая кровью своей голову и лицо. Совершилось это на Страстной неделе, 1 апреля (по старому стилю) 1656 года.

Преосвященный Мисаил оставался еще неделю, слабея телом и укрепляясь духом. Все это время каждый день для него совершалась Божественная литургия, во время которой он приобщался Святых Христовых Тайн. Предчувствуя близкую кончину, архиепископ Мисаил завещал положить свое тело близ Чернеева монастыря, у церкви святого мученика Мины.

Настал день преставления священномученика: в четверг на Светлой неделе, 10 апреля (по старому стилю) 1656 года. Согласно его завещанию, тело его было положено у храма мученика Мины.

Но недолго оставалось при храме честное тело священномученика. После праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) того же года — по указу Государя и благословению Патриарха — оно было взято из Чернеева монастыря и в сопровождении игуменов, священников и диаконов перевезено в Рязань. С глубокой скорбью встречали жители города своего владыку. 3 июня (по старому стилю) тело архиепископа Мисаила было положено в гробнице в церкви святого Архистратига Михаила — общей усыпальнице рязанских архиереев — и оставлено без погребения до царского указа, последовавшего почти через год, когда завершилось следствие по делу убиения архиепископа. Все это время над телом святителя Мисаила священники читали Псалтирь и пели панихиды об упокоении души нового мученика.

Наконец, по указу Государя и благословению Патриарха Никона, духовником почившего, архимандритом Спасского монастыря Боголепом, было совершено погребение. Множество народа и духовенства пришло попрощаться с покинувшим их святителем.

Тело священномученика Мисаила было положено на южной стороне алтаря впереди клироса. Оно было цело и невредимо несмотря на то, что целый год находилось непогребенным.

Как и в первые века христианства, кровь мучеников собирала в лоно Церкви Христовой еще большее число верующих, так и кровь убиенного преосвященного Мисаила, пролитая на земле мордовской, стала для той страны семенем, из которого и после блаженной кончины его возрастали для Церкви Христовой новые плоды - новые верующие из мордвы и татар. В то время, когда по делу священномученика в селе Конобеево проводилось следствие, большое число татар и мордвы приняли Православную веру.

Спустя год после убиения священномученика Мисаила рязанский священник Феодор доносил преосвященному Иллариону, митрополиту Рязанскому и Муромскому, что в 1657 году в деревнях, принадлежащих его приходу, он окрестил 684 человека мордвы и татар с женами и детьми.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (+1991) 12 января 1987 года святитель-мученик Мисаил был причислен клику местночтимых рязанских святых. Походная мантия священномученика Мисаила сохраняется сейчас в Свято-Иоанно-Богословском монастыре. Память священномученика Мисаила совершается на Рязанской земле 10/23 апреля, в день мученической кончины святого.

Тропарь, глас 5-й

Богомудре Святителю, Архиереев слава и сирых защитниче; ревностный проповедниче Христова Евангелия. Утвердил еси верою сердца неутвержденная. Священную одежду омочив в крови, яко мученик и пастырь прославился еси. Священномучениче Мисаиле, молися прилежно Владыце Христу о всех нас, почитающих святую память твою, да вышняго Причастия сподобимся и Света невечерняго.

Кондак, глас 5-й

Бог прослави ныне угодника Своего, обретением честных мощей, ибо неистощима есть сила Божия чудодействующая. Священномучениче Мисаиле, угоден был еси Богови, получив посещение во избранных Его, простри нам руку помощи ходатайством твоим и исправи путь наш ко спасению.