Благочиние Влахернского округа города Москвы

Протоиерей Виктор Шкабурин
Доклад на Рождественских чтениях в МГУ 29 января 2019 года

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ "ЛЮБЛИНО"

«Ученик это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь!»

                                                                                                                                                  Пифагор

     На прошлогодних Рождественских чтениях я уже говорил, что цель образования -  не только получение необходимых знаний, но и формирование у учащихся Образа, которому хотелось бы подражать,  возжигание в детских душах огня, озаряющего их жизненный путь.  Спаситель призывает: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48)!

         Но чтобы идти по этому пути, не сбиваясь с дороги, нужно ясно представлять цель, к которой мы стремимся.  Главная цель обучения в нашей православной гимназии – это не столько овладение профессиональными  навыками регента или певчего  и даже не развитие музыкального вкуса и расширение эстетического кругозора для выбравших иную сферу будущего приложения своих талантов.
     Наша цель – научить их быть счастливыми, обрести счастье в земной жизни и блаженство в жизни будущего века!
     Счастья желают все, но понимают его по-разному.
            В наши дни назойливо насаждается культ потребления и эгоизма.  В общественное сознание настойчиво внедряется стремление к обогащению и успешной карьере как необходимым условиям земного благополучия, позволяющим  вкушать все удовольствия жизни. Уже с раннего детства малышам навязчиво внушают: «Наше счастье  постоянно -  ешь кокосы, жуй бананы».  Да и взрослых продолжают усердно убеждать: «живи для себя, бери от жизни всё, ведь ты этого достоин!»
            И действительно: если Бога нет, если нет вечности, если «на земле этой грешной живём»  только лишь раз, значит нужно брать от жизни всё. Тогда  можно идти по головам, плевать на окружающих, обманывать доверчивых вкладчиков, лишая их своих сбережений – ведь  для обогащения все средства хороши!
     Но счастливы ли эти «успешные» богатые люди?
     Почему же тогда процент самоубийств наиболее высок в самых процветающих странах  с наиболее обеспеченным населением?
     Какими деньгами можно купить любовь окружающих, семейные радости и душевный мир?
Почему эти «хозяева жизни», окружают себя высокими заборами и многочисленной охраной?
Конкурентная борьба не даёт им покоя. Неуёмная алчность и зависть не оставляют места простому человеческому сочувствию, дружбе и любви. Рокфеллер говорил, что вырастить американскую розу можно только, безжалостно отсекая на кусте все слабые, больные и просто лишние побеги.

            Но на несчастии других -  своего счастья не построишь! Сам Господь предостерегает нас: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15).
     В чём же тогда счастье, в чём смысл нашей жизни?
     Фёдор Михайлович Достоевский был уверен, что «только с верой в своё бессмертие человек обретает смысл своей жизни на земле».
                  Разные философы предлагали различные пути к его достижению.
        Эпикур призывал «ловить день», брать от жизни все доступные удовольствия и наслаждения.
Диоген, напротив, советовал довольствоваться малым, ограничивать свои потребности для их полного удовлетворения.
        Сократ видел цель – в познании самого себя.  Аристотель и Пифагор – в познании окружающего мира и его законов.
        Платон же считал этот мир лишь тенью иной реальности, которую мы тщетно пытаемся уловить в виде бледных силуэтов  на стене тёмной пещеры.
     Свои представления о счастье сформировали и мировые религии.
             Иудаизм уверяет, что всё дело в кропотливом исполнении многочисленных заповедей и запретов Торы. «Моисей пишет  о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им» /Рим. 10,5/.
              Буддизм призывает к освобождению от сансары земных страданий в уничтожении  собственной личности, без следа растворяющейся в нирване
             Ислам убеждает: успокойся, человек!  От тебя вообще ничего не зависит. Всё заранее предопределено Аллахом, и тебе остаётся лишь покорно ожидать фатального исполнения его предначертаний.
                И только Христос открывает нам новую истину: счастье в любви, ибо «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём»  / IИн. 4:16/
               Любовь – в самом широком понимании слова - это не только эротическое влечение возлюбленных друг ко другу, но и родительская любовь к чадам и домочадцам, патриотическая любовь к Родине и природе её («любовь к отеческим гробам,  любовь к родному пепелищу»),  любовь к своему делу или ко всему человечеству (филантропия).

             Эти разные виды любви имеют в греческом языке различные названия: «эрос» -чувственное (эротическое)  влечение,  «сторге» - бескорыстная дружеская любовь, чуждая сексуальным отношениям,  «мания» - страсть, доходящая до уродливых форм нимфомании или клептомании,  «филиа» - склонность к мудрости (философия) или литературе (филология)  и, наконец, высшая форма жертвенно христианской любви – любовь к добру - «агапе». Но все они невозможны без упорных целенаправленных трудов, необходимых для созидания счастья, ибо огонь любви питается елеем добрых дел!
             Счастлив человек, занимающийся любимым делом. Счастлив тот, кого после напряженных дневных трудов ждёт дома любящая и заботливая семья. Счастлив человек, находящий наслаждение в любви к литературе и искусству, науке и философии,  даже к рукоделию или филателии.
             Истинная любовь – любовь жертвенная, воплощающаяся в конкретных делах. По слову апостола Павла, «любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13, 10).  А наивысшая заповедь Закона гласит: «Возлюби  Господа  Бога твоего всем сердцем твоим (…) и ближнего твоего,  как самого себя» /Мк. 12, 30-31/.  Таким образом,  любовь к Богу проявляется в любви к ближним,  в добрых делах,  а любовь к ближним  стимулируется  любовью к Богу в исполнении  Его евангельских заповедей.   Ведь по евангелию, ближним становится человек, которому мысотворили добро, как милосердный самарянин – пострадавшему от разбойников.


               А кто ближе, чем муж и жена,  родители и дети?
     К сожалению, современной  «гуманистической» идеологией дети преподносятся как помеха жизненным удовольствиям и желанному комфорту.  Зачем портить беременностью фигуру, терпеть родовые муки?  Не проще ли – заплатить суррогатной матери или взять на воспитание приёмного ребёнка  (не понравится – можно сдать обратно),  а ещё лучше – завести собачку.
Зачем выносить бесконечные крики малышей, не дающих спокойно уснуть? Зачем тратиться на пелёнки, распашонки, кроватки, а позже – на обучение детей? Ведь тогда не хватит средств  весело отдохнуть на каких-нибудь Багамах!
            Бедные, они не знают, что все лишения вознаграждаются с лихвой той радостью, что даёт любовь, находящая в детях своё продолжение, своё бессмертие. Только любовь, наполняет наше существование в этом мире смыслом и счастьем.  А семейное счастье достигается взаимными супружескими  усилиями.
         «Любовь – совокупность совершенства» (Кол. 3; 14), - пишет ап. Павел. Она выражается не в пламенном чувстве непреодолимого влечения, которое может быть вызвано вполне эгоистичным желанием: обладать объектом собственного наслаждения. Настоящая любовь – в самозабвенной готовности, «положить душу свою за  други своя» (Ин.15-13), отдать всё на свете за любимого человека.
           Ради любви мы готовы на подвиги и лишения. Она вызывает в нас муки творчества и полёт вдохновения. Мы не жалеем ни времени, ни сил, чтобы порадовать, осчастливить любимых.
Но, разумеется, это относится не только  к чувственно-любовной сфере. Любовь к музыке требует усердных многочасовых занятий на инструменте.  Любовь к спорту связана с изнурительными ежедневными тренировками. Любовь к науке невозможна без самозабвенных напряжённых трудов. Кстати, греческое слово «аскет»,  которым  в древности называли олимпийских чемпионов, происходит от слова «аскеза» - упражнение: так что музыкантов, учёных  и спортсменов вполне  можно именовать аскетами. У христиан же аскетизмом назывались  упражнения  в молитве и посте, в жертвенных трудах по исполнению святых Христовых заповедей.
           Об этом говорится в замечательной книге свт. Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты».       Из неё мы узнаём,  что счастье –  это не какое-то врождённое свойство  (как писал Горький: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта»),  а результат совместных усилий – по-гречески «синергии» -  Бога и человека, человека и Бога.  По словам Спасителя, «Царствие Небесное силою нудится, и нуждники (то есть – понуждающие себя)  восхищают его»  (Мк. 11, 12).


          Эти напряжённые физические и духовные усилия  могут стать привлекательными и желанными только тогда, когда удастся на собственном опыте ощутить, насколько благодатно воздаяние за эти труды.
          Если на молитве – дома или в храме – мы испытываем тёплое чувство, что не одиноки в этом мире, что любящий Бог не только слышит нас, но и заботливо направляет нас по пути ко спасению, - это настолько переполняет нас счастьем, что уже не страшны мелкие (и крупные) жизненные неурядицы, недуги, трудности и неудачи: «с нами Бог и никтоже на ны»!   Нас укрепляет вера, что милостивый Господь всё посылает к нашему благу: «не было бы счастья, да несчастье помогло».   С  другой стороны, народная мудрость призывает прилагать и собственные усилия: «без Бога – не до порога», однако -  «Бог-то Бог, да сам не будь плох!»


              Вот этому-то упорному труду, без которого невозможна радость наслаждения его результатом, сладость вкушения его плодов, мы и стараемся научить наших питомцев, исполняя завет Спасителя: «Пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18, 16).  Для этого мы стремимся, чтобы они на собственном опыте познали, как утомительная  кропотливая работа над хоровой интонацией, дикцией и строем  выливается в возвышенные звуки духовных песнопений, проникающих  в людские души и окрыляющих их молитвенный полёт.
     В радости певческого служения Богу и ближним мы и учимся обретению счастья.
И  если  хотя бы некоторые из наших гимназистов приблизятся к православному пониманию счастья,  мы сможем считать свою цель  - достигнутой!

                                                                                                                          17.01.2019 г. Москва