Благочиние Влахернского округа города Москвы

ЧИН ИЗНЕСЕНИЯ И ПОГРЕБЕНИЯ СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЫ

 

"Величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое... Господи, слава Тебе" (Стихира на стиховне)

 

В Великий Пяток Страстной седмицы – день воспоминаний крестных страданий и смерти Господа Иисуса Христа .

На вечерне Великого Пятка воспоминается Крестные страдания Господа, Его смерть на Кресте, снятие с Креста Его пречистого Тела и погребение праведным Иосифом и Никодимом. По обычаю, начало богослужения бывает в 14 часов, чтобы изнесение Святой Плащаницы совершилось около того времени, когда Спаситель умер, "испустил дух" (Мф. 27: 50), на Кресте. Это совершилось в 10-м часу дня по иудейскому времяисчислению, что соответствует нашему 4-му часу пополуд­ни (см.: Мф. 27: 45).

Церковь воспоминает, как праведные Иосиф и Никодим снимали с Креста Пречистое Тело своего Божественного Учителя и Господа. Их духовные переживания выражены автором стихиры, которая поется на вечерне перед изнесением Плащаницы: "Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе". (Перевод: "Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф, сняв с Древа с Никодимом, и видя мертвым, нагим, не погребенным, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: "Увы мне, Сладчайший Иисусе! Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, солнце мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот, я ныне вижу Тебя, ради меня добровольно принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе!").

Чин изнесения (выноса) Святой Плащаницы совершается в конце великой вечерни. При пении тропаря "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое..." (см. внизу страницы), Архиерей и сослужащее духовенство поднимают Плащаницу (изображение усопшего Христа) с Престола, как бы с Голгофы и износят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаницу умащают благовониями в память о том, как праведные Иосиф и Никодим приносили ароматы, чтобы помазать ими тело Христа перед погребением, и украшают цветами.

Завершив архипастырское слово настоятель храма совершил чтение канона "О распятии Господа и На плач Пресвятой Богородицы". Этот трогательный канон составлен в X веке Симеоном Логофетом.

Затем священнослужители и все молящиеся совершили поклонение у Плащаницы и лобызали язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его.

Плащаница будет находиться на середине храма в продолжение трех неполных дней - соответственно времени нахождения Господа Иисуса Христа во гробе.

                                                                    Тропарь, глас 2:

Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв, положи.

Вечером того же дня была совершена утреня с чином Погребения святой Плащаницы. В богослужении утрени Великой Субботы Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро­бе, сошествие душею во ад для возвещения там побе­ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав­ших Его пришествия. Воспеваются похвалы страданиям Христа Спасителя, описывается скорбь учеников и ужас всех творений, видящих смерть Создателя и Господа своего. Вместе с тем, многими песнопениями предуказывается и славное Воскресение Христово.

После прочтения шестопсалмия и мирной ектении, при торжественном пении тропарей "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое", "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный" и "Мироносицам женам", митрополит Сергий и сослужащее духовенство вышли на середину храма. Настоятель храма совершил полное каждение храма, после  чего, став перед Святой Плащаницей, начал чтение особых молитвословий - похвал, которые чередовались пением стихов 118 псалма (17-й кафизмы).По окончании 17-й кафизмы, при пении тропарей по Непорочнах "Ангельский собор удивися", возвещающих радостную весть о грядущем воскресении Господа Иисуса Христа, духовенством храма  вновь совершено полное каждение храма.Затем священнослужители вернулись в алтарь и началось пение умилительного канона Великой Субботы "Волною морскою...", который, как и все молитвословия и ектении Великой Субботы читался перед святой Плащаницей.

После возгласа "Слава Тебе, показавшему нам свет", который отец настоятель произнес  в центре храма, было совершено троекратное каждение Плащаницы и, по завершении Великого славословия, начался погребальный Крестный ход. При плачевном пении Трисвятого духовенство храма во главе с настоятелем обошло снаружи храм, неся в руках Святую Плащаницу.

По возвращении в храм была прочитана паремия из книги пророка Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых, а затем – зачало из послания святого апостола Павла к Коринфянам, в котором говорилось об искупительном значении Крестной смерти Господа Иисуса Христа. После апостольского чтения поется Аллилуарий со стихами из Псалтири, которые подводят нас к преддверию праздника Пасхи и будут звучать в храмах до дня его отдания: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его!".

Затем настоятель храма возгласил зачало из Евангелия от Матфея, в котором рассказывалось, как первосвященники испросили у Пилата разрешения поставить у Гроба Господня стражу:

"На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать". (Мф. 27; 62-66, текст приводится в русском переводе).

После отпуста священнослужители храма и все богомольцы прикладывались к Плащанице при пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного..."