Благочиние Влахернского округа города Москвы

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

"Хотящу Тебе внити во святый град Господи, ветви садов людие ношаху, Тебе поюще всех Владыку... Темже и мы ветви носяще и ваиа, благодарственно Тебе вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!" (Стихиры праздника)

 

В праздник Входа Господня во Иерусалим прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой веточки вербы и цветы – все православные храмы приобретают праздничный и необыкновенно радостный вид.

Накануне Великого Праздника было отслужено торжественное Всенощное бдение с литией. Церковные песнопения праздничной службы возносили умы и сердца молящихся к духовному созерцанию евангельского события торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим перед Крестными страданиями:

"Имеяй престол небо, и подножие землю, Бога Отца Слово и Сын соприсносущный, на жребяти безсловеснем смирися днесь, в Вифанию пришед. Темже дети еврейския, ветви руками держаще, хваляху гласом: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев".

"Честное воскресение Твое прообразуя нам, воздвигл еси умершаго повелением Твоим, бездыханнаго Лазаря друга Блаже, из гроба четверодневна смердяща. Темже и на жребя возшед образно, якоже на колеснице носимь, языки укротевая Спасе. Сего ради и хваление приносит возлюбленный Израиль из уст ссущих, и младенец незлобивых, зрящих Тя Христе, входяща во святый град, прежде шести дней Пасхи".

Многократно во время богослужения звучал тропарь праздника - его пели попеременно духовенство и хор учащихся приходской  Православной гимназии «Люблино»

"Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!".

При пении полиелейных псалмов настоятель храма  и служащее духовенство вышли на середину храма и торжественно воспели величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне".

При попеременном пении величания духовенством, хорами и всем народом настоятель  совершил полное каждение храма, а затем прочитал евангельское зачало, повествующее о событии нынешнего праздника.

При пении 50-го псалма отец настоятель совершил каждение верб, приготовленных для освящения, и, по окончании псалма, возгласил молитву на освящение ваий. духовенство окропили вербы святой водой. Затем состоялось помазание духовенства и мирян освященным елеем.

В подражание жителям Иерусалима, встречавшим Господа с зелеными пальмовыми ветвями (ваиями) и христиане приходят на это богослужение с молодыми ветвями верб, которые первыми просыпаются от зимнего сна - поэтому в русской богослужебной традиции этот праздник именуется также Вербным воскресеньем. Освященные вербы верующие приносят в свои дома, где с благоговением хранят возле икон до следующего года.

1 апреля, в Неделю Ваий - праздник Входа Господня во Иерусалим –в нашем храме были совершенны две Божественные литургии, храм едва вместил тысячи богомольцев, спешивших с зеленеющими ветвями (ваиями) в это воскресное утро прославить своего Господа и Спасителя, грядущего во Иерусалим на добровольные страдания "нас ради человек и нашего ради спасения..."

После отпуста Литургии было совершено славление у иконы Входа Господня во Иерусалим, расположенной и украшенной свежими цветами на центральном аналое в середине храма: хор пропел тропарь и кондак, а духовенство - величание праздника: "Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне".