Благочиние Влахернского округа города Москвы

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

18 августа в канун Праздника совершенно торжественное всенощное бдение. На великой вечерне была совершена лития (прилежное моление о всем мире) и освящение хлебов.

При совершении полиелея (самой торжественной части всенощного бдения) духовенством, а затем хором и всем народом многократно пелось величание праздника: "Величаем Тя, Живодавче Христе и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение".

После чтения Евангельского зачала духовенство помазало  прихожан освященным елеем.

19 августа утром праздничного дня в храме была совершена одна литургия, которую возглавил настоятель в сослужении клира. Затем было совершено славление у иконы Преображения Господня. При пении тропаря и кондака праздника настоятель храма совершил каждение винограда и фруктов нового урожая, прочитал над ними уставные молитвы на освящение и окропил святой водой.

При пении величания Преображению Господню духовенство и все прихожане приложились к иконе праздника, расположенной на украшенном цветами аналое в центре храма.

Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. "Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах" (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), - так поет Св. Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека - во единой ипостаси два естества, "неслитно и нераздельно" соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых совершается в конце праздничной Литургии.

По сложившейся традиции по окончании литургии на территории храма для прихожан было организованно чаепитие и вкушение освященных фруктов